27.06.2019

Что мы поняли о российском крафте по итогам последнего съезда - CraftDepot

Несколько дней назад по итогам внеочередного съезда российские крафтовые пивовары обратились к Владимиру Путину с требованием прекратить «регуляторный марафон». Отраслевые эксперты рассказали Craft Depot, в каких вопросах расходится большинство и что нужно сделать, чтобы рынок крафтового пивоварения не рухнул под давлением регулятора.


Анатолий Семенец, совладелец пивоварни Grenader

Пока государство не лезло в нашу отрасль, мы чувствовали себя нормально: за последние 5–6 лет количество пивоварен удвоилось до более 1500. Нововведения касаются всех. Пивовары — только видимая часть айсберга, а есть же ещё производители этикеток, пробок, бутылок, поставщики оборудования, хмеля и солода и т. д. Изменения в законодательстве выгодны крупным пивоварням и производителям крепкого алкоголя. Они понимают, что маленькие пивоварни более гибкие, ориентированы на потребителя и могут иногда жертвовать прибылью ради качества продукта, к чему первые не готовы. Да и потенциал роста крафтового рынка ещё не исчерпан.

Самая главная проблема для пивоваров — изменения в 171-ФЗ, особенно методика, по которой РАР с явным завышением подсчитывает возможности нашего оборудования, а потом в соответствии с этими расчётами говорит о необходимости счётчиков. Например, если по нашей методике предприятие может выпускать 30 тысяч дал, то по их — в три с лишним раза больше, 100 тысяч дал. Нам нужны понятные правила игры, которые позволят отрасли развиваться и наращивать мощности. Лучший регулятор для нас — потребитель. Всё просто: если ты производишь ерундовое пиво, его перестают покупать и ты уходишь с рынка.

Нашей отрасли не хватает консолидации, видимо, из-за неверия в собственные силы и непонимания того, что любая публичность способствует достижению целей. Замалчивание проблем и готовность брать что дают для государства очень понятный сигнал — значит, вас все устраивает. Государство готово общаться только тогда, когда мы готовы защищать свои интересы. Поэтому я создал петицию «Спаси пиво» и выразил свой протест в правовом поле. За две недели мы собрали 1700 уникальных подписей. По образованию я юрист и порядка 15 лет занимался экономическими спорами между юридическими лицами, так что умею грамотно составлять письма. И теперь мы к каждому письму приложим по 200 подписей (это будет считаться коллективным обращением и будет рассматриваться в совсем ином порядке, нежели индивидуальное) и отправим в Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Минэкономразвития, Минфин и Администрацию президента. Я надеюсь лично встретиться с инициатором законопроекта и донести до него свои соображения. Даже если он меня не услышит, то я хотя бы попытался.

Президент Craft Depot Алексей Аксель поддерживает нашу инициативу, и это правильно: нам нужно объединяться. Существующий Союз производителей пива и напитков не защищает интересы малых пивоварен, его позиция ближе к госорганам. Малым пивоварням нужно объединяться на базе Craft Depot, потому что это позволит прийти к собственной консолидированной грамотной позиции и обращаться с ней в госорганы. А пока я буду отправлять письма и участвовать в общественной жизни, понимая, что, несмотря на сложности, в нашей отрасли всё-таки есть неравнодушные люди, которые готовы бороться за свои права.

Алексей Аксель, директор «Волковской пивоварни», президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot

Мнения участников отрасли крафтового пивоварения разделились: одни предлагают не идти на уступки и требовать полной отмены нововведений, другие считают, что с государством и регулятором можно и нужно вести диалог, аргументированно отстаивать свою позицию, чтобы законопроекты были либо смягчены, либо действительно не воплотились в жизнь.

Лично я думаю, что бюрократам не стоит говорить: «Мы категорически против, примите нашу позицию, а иначе…» А что «иначе» — никто не говорит. Подобная позиция, скорее всего, будет жёстко воспринята регулятором и не приведёт к положительному для отрасли результату. Именно поэтому нужно заявлять о своём консолидированном мнении и добиваться того, чтобы законодательные инициативы, представляющие угрозу для целой отрасли, были отменены.

Изначально ассоциация Craft Depot была создана как маркетинговая и просветительская платформа для популяризации крафтового пивоварения. В ассоциации состоят около 50 производителей. Сейчас пришло время сплотиться, начать с регулятором диалог по защите наших прав и донести, что все эти законодательные инициативы приведут к закрытию пивоварен либо резкому удорожанию продукта. Крупным транснациональным игрокам проблемы малого пивоварения кажутся несерьёзными либо вовсе неведомы, поэтому объединяться с нами они не будут. Всё в наших руках. Крафтовые пивовары заняли почти 20 % пивного рынка США и смогли создать там серьёзное лобби по защите своих интересов. Взять, например, введение дифференцированных акцизов. В России объём производства крафтовых пивоварен —- около 1 % от общего производимого в стране пива. Нас гораздо меньше, но мы будем стараться. И если другие пивоварни увидят, что ассоциация работает эффективно, они к нам присоединяется. И чем нас больше, тем проще будет отстаивать и защищать интересы отрасли.


Алексей Сосюрка, юридический консультант Ассоциации крафтовых пивоварен

Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в общем и пивоваренной продукции в частности на законодательном уровне несистематизировано, крайне запутано и за время своего существования претерпело массу изменений. Из-за этого в пивоваренной отрасли отсутствует единое мнение о том, в каком направлении законодательство должно развиваться, каким образом защищать свои права и отстаивать свою позицию. Законодательные инициативы, предполагающие кардинальные изменения «правил игры», начинают исходить не от пивоваров, а от противоположной стороны. В таком ключе получается работать только по системе тушения пожара: где что-то загорелось, там и решаем.

В 2018 году идею лицензирования удалось «потушить» предложением по созданию реестра производителей. Это, в соответствии с поручениями первого вице-премьера, вылилось в пакет законопроектов, предусматривающих внесение изменений в 171-ФЗ, НК, КоАП и УК: введение реестра, списанного с лицензии, снижение порога мощности, ужесточение административной и введение уголовной ответственности. По каждому пункту мы выработали позицию с учётом мнения общественности. Однако на внеочередном съезде пивоваров в начале июня оказалось, что одни малые производители настроены крайне радикально и отказываются вести какой-либо диалог с властью, другие, напротив, готовы к конструктиву и компромиссу. Но все пивовары были едины в одном: необходимо направить законодательные инициативы не на дальнейшее ужесточение регулирования отрасли, а на помощь честным производителям. Это в том числе и дифференцированный акциз, широко применяемый в Европе и США, и налоговые вычеты, связанные с дополнительными затратами на администрирование государством производства и оборота пивоваренной продукции, и введение МРЦ, а также систематизация законодательства и раздельное регулирование.

Производители подакцизных товаров всегда будут под наблюдением государства, в покое их не оставят. Поэтому выходом из этой ситуации было бы создание некоего общего пивного консалтинга, который занимался бы решением юридических и бухгалтерских вопросов каждого конкретного производителя и представлял его интересы в различных структурах. В США, например, мелкие пивовары таким образом успешно лоббируют свои интересы. Однако это потребует определенных затрат, на которые многие наши малые предприятия пока не готовы.

Ольга Аверьянова, член Совета директоров Московской пивоваренной компании

Государство говорит о послаблениях для малого бизнеса очень абстрактно, без привязки к конкретным отраслям. Когда же речь заходит о пивоваренной отрасли в общем и крафтовых пивоварнях в частности, их рассматривают с позиции алкогольной отрасли в целом, а особенности малого бизнеса не учитываются. Любое нововведение касается всех участников рынка без разделения на большие и малые пивоварни. Приходится напоминать, что крафтовое пивоварение — малый бизнес, хотя и производится подакцизный товар. В других странах для малых производителей предусмотрены дифференцированный акциз и упрощённое налогообложение, у нас существенных различий для пивоваров не делается. А в некоторых случаях малый бизнес в России зарегулирован сильнее, чем крупный: например, в части получения решения о допустимости использования основного технологического оборудования и большего объёма подаваемых деклараций. Вопрос в том, насколько власть восприимчива к проблемам пивоваренной отрасли. К сожалению, некоторые чиновники не видят разницы между различными видами алкогольной продукции. Нашу позицию не всегда понимают и принимают правильно, но диалог все же ведётся. Это даёт надежду.

Внутри отрасли по некоторым вопросам мнения пивоваров могут разделяться, но все пивовары единодушны в том, что регулирование пива должно отличаться от регулирования спирта, спиртных напитков и даже вина. А нас до сих пор пытаются регулировать по аналогии с крепким алкоголем. Если не учитывать особенности пивоваренной отрасли, производство может остановиться. Поэтому наша основная проблема — отсутствие системного и понятного законодательства. Сейчас всё, что касается пива, практически нечитабельно, а нужную информацию приходится выискивать по разным статьям.

Пивовары, безусловно, объединяются для решения этой общей проблемы. Ассоциации стараются привлекать, как я их называю, и несоюзных участников, и время от времени они поддерживают общие инициативы. Все участники отрасли понимают, что регулирование может быть ещё хуже, чем уже есть, поэтому наша задача — не только систематизировать законодательство, но и постараться, чтобы оно не было избыточным. Например, неплохо иметь реестр, если он будет бесплатным, бессрочным, необременительным и будет носить информационный характер, то есть будет нам в помощь, а не станет дополнительным механизмом регулирования.


Источник

Просвятить крестьян общины:

Мы используем
только отборное
СЫРЬЕ

От  «ГРЕНАДЕРА»
на стену лезть
хочется!

ГОЛУБЧИК! Ходят слухи,
что Вы еще не достигли
возраста 18 лет…

Правда ли это?
ДА! Слухи ходят, но я просто
хорошо выгляжу, а 18 лет
мне уже исполнилось
НЕТ! Это не слухи,
мне еще нет 18 лет
Наверх
Яндекс.Метрика